★★★ Видео World of Tanks ★★★
Добро пожаловать
Вход / Регистрация

История Мира Танков


  • Вся История создания игры World of Tanks

    Глава 1. Начало

    В 2008 году компания Wargaming вела работу над многопользовательской онлайн-игрой в жанре «фэнтези». Однако параллельно шло активное обсуждение проекта, который стал бы действительно оригинальным, не похожим на другие. Главным вариантом была игра, посвященная военной технике середины ХХ века. Нужно было выбрать, о какой технике делать игру: о кораблях, самолетах или о танках.

    12 декабря 2008 года в Москве состоялся разговор, который окончательно решил судьбу нового проекта. Петр Битюков, Виктор Кислый, Вячеслав Макаров и Марат Карпеко, в ходе  дискуссии, длившейся несколько часов, решили делать игру именно о танках. Тем более, что в наличии имелись модели танков, разрабатывавшиеся для стратегической игры «Операция «Багратион». Черновые деревья развития были готовы всего через несколько дней. Кстати, изначально планировалось, что в игру будут введены реактивные системы залпового огня, но вскоре от этой разновидности техники решили отказаться.

    Весной 2009 года в компанию пришел гейм-дизайнер Сергей Буркатовский. За время, пока он занимал эту должность, а впоследствии и должность ведущего гейм-дизайнера, им было придумано и реализовано огромное количество игровых возможностей.

    Проекту дали кодовое название «Танкодром». Работы над первой версией шли до лета 2009 года. Вот такие интересные картины можно было тогда увидеть в игре.

    Первыми картами, появившимися в «Танкодроме» были «Прохоровка» и «Карелия». Дизайнером этих карт был Генрих Кравцов. Кстати, «Карелию» в ходе работ над ней в шутку называли «Шабаны» по имени одного из самых отдаленных районов Минска.

    Первый фокус-тест игры состоялся 24 июля 2009 года. В этот день на Минск обрушился сильнейший ливень в центре города произошло самое настоящее наводнение. Вот таким был путь тестеров к офису компании.

    Стихия не смогла остановить фокус-тестеров. Они благополучно добрались и сразились между собой.

    Наконец, летом 2009 года начался закрытый альфа-тест игры. Тогда она выглядела немного иначе. Приблизительно так:

    Глава 2. Накануне релиза

    Свое нынешнее имя проект World of Tanks получил перед конференцией КРИ-2009. Название было выбрано исходя из того, что с самого начала разработчики решили, что в игре будет присутствовать большое количество боевой техники разных наций.

    В ноябре 2010 года в игре появилась третья, американская ветка развития танков. Проект все больше соответствовал глобальности своего названия.

    Зимой 2010 года началось закрытое бета-тестирование игры. Вот так выглядел в то время интерфейс ангара. В онлайне — пока всего лишь 481 человек.

    В марте 2010 года была введена прокачка техники за опыт. Это подхлестнуло интерес, и пик одновременного нахождения игроков на сервере возрос до 750 человек.

    24 июня 2010 года началось открытое бета-тестирование. Игра вышла на финишную прямую к релизу. За месяц до официального старта World of Tanks на русскоязычном сервере одновременно в танки играло около 7 500 человек. В игре тогда были представлены всего две ветки развития техники — советская и немецкая.

    8 июля стартовало бета-тестирование англоязычной версии игры. Уже в ноябре того же года, еще на закрытом бета-тесте, количество западных пользователей игры составило 200 000 человек.

    Глава 3. С момента релиза по настоящее время

    12 августа 2010 года состоялся официальный релиз игры на российском сервере. К этому времени на игровом сервере русскоязычного региона одновременно играло около 16 000 человек.

    Январь 2011 года стал для проекта месяцем, когда дважды была взята планка в миллион пользователей. 4 января именно такое количество людей суммарно зарегистрировалось по всему миру. А 18 января миллионный пользователь пришел на русскоязычный сервер.

    Другим достижением января стал мировой рекорд по одновременному пребыванию игроков на одном сервере — 74 536 человек. Тогда это число казалось очень большим, но время показало, что это далеко не предел.

    В тот момент для игроков были доступны только одиночные, взводные и ротные бои. Однако игрокам уже дали возможность объединяться в кланы. И для того, чтобы эти кланы могли в полной мере испытать свои силы в сражениях друг против друга, была придумана «Мировая война». Создателем этого глобального полигона для клановых сражений был Кирилл Маль. Тест «Мировой войны» начался 1 февраля 2011 года. 10 февраля начался первый передел территорий на Глобальной карте.

     

    24 февраля 2011 года проект World of Tanks попал в Книгу рекордов Гиннесса, поставив очередной мировой рекорд по одновременному пребыванию пользователей на игровом сервере. До сих пор ни одна другая игра не собирала 91 311 человек на одном кластере.

    Весной 2011 года компания Wargaming начала покорять Восток. 15 марта 2011 года состоялся релиз игры в Китае.

    1 апреля 2011 года игроки посмотрели первый выпуск Wargaming TV. Эта информационно-развлекательная передача впоследствии стала очень популярной среди игроков. А ее ведущая — Ольга Сергеевна — признана пользователями лицом компании. Впрочем, в первом выпуске ее еще не было. Ольга Сергеевна впервые появилась на экране лишь в третьем выпуске.

     

    12 апреля 2011 года состоялся официальный релиз игры World of Tanks на американском и европейском серверах. Команда проекта стала выбирать направления для дальнейшей территориальной экспансии. Теперь целью стала Юго-Восточная Азия.

    24 мая 2011 года количество русскоязычных игроков World of Tanks перевалило за два миллиона.

    Начало набирать обороты киберспортивное направление. В течение первого года прошло около 20 чемпионатов и турниров по World of Tanks. Среди них был грандиозный турнир «Уральская сталь», на котором собрались игроки со всего мира. Суперфинал турнира состоялся 18 июня 2011 года в Москве. На него приехало около 200 лучших игроков со всего мира.

     

    К первой годовщине своего существования игра насчитывала на всех кластерах уже около 5 000 000 пользователей. Было завоевано более 20 наград на престижных международных выставках и конференциях. С 12 августа 2010 по 12 августа 2011 года вышло 15 обновлений игры.

    15 августа 2011 года проект World of Tanks победил в номинации Best European Online Game («Лучшая европейская онлайн-игра») в рамках премии European Games Award (EGA).

    Достижения проекта были бы невозможны без наших игроков. С самого начала своего существования World of Tanks объединил огромное количество замечательных людей, которые не просто играли, а постоянно участвовали в совершенствовании проекта и поддерживали его. Без лишнего хвастовства можно сказать, что наше игровое сообщество показало себя как самое дружное и лояльное.

    Особенно ярко это раскрылось в дни голосования за «Премию Рунета 2011». В течение всего ноября наши танкисты сражались не только на игровых картах, но и на сайте, где проходило голосование. Их усилиями эта награда оказалась у проекта World of Tanks.

     

    Осенью 2011 года окончательно стало ясно, что игровой сервер не справляется с количеством пользователей, которые ежедневно играют в танки. И тогда один игровой сервер был разбит вначале на два, а затем и на три кластера. Обновление 0.7.0, вышедшее 13 декабря 2011 года, решило проблему с «лагами» и «подтормаживанием» игры. Тогда же игроки получили возможность придать индивидуальность внешнему виду своего танка: в игре появились камуфляжи.

    Перед самым Новым годом количество наций в игре пополнилось Францией. Быстрые и маневренные танки, оснащенные автоматом заряжания, немедленно завоевали огромную популярность. Сейчас без них не обходится ни один ротный бой или сражение на Глобальной карте.

     

    Появление французских танков, ввод многокластерности и другие изменения привели к тому, что в феврале 2012 года на русскоязычных игровых кластерах количество игроков, одновременно находящихся в игре онлайн, превысило  рубеж в 400 тысяч человек.

    29 марта 2012 года вышло обновление 0.7.2. Оно добавило разнообразия в игровой процесс благодаря появлению новых умений и навыков для экипажа. «Шестое чувство», «Король бездорожья», «Боевое братство» и другие полезные способности позволили игре раскрыться еще полнее.

    Движение на Восток продолжалось. 27 апреля состоялся официальный релиз игры во Вьетнаме.

    3 мая вместе с обновлением 0.7.3 в игре появилась вторая ветка советских тяжелых танков. Ее увенчал ИС-4 – боевая машина, давно уже заслужившая в игре статус легендарной. А 14 июня вместе с обновлением 0.7.4 французская ветка развития обзавелась артиллерией и противотанковыми самоходными установками. Bat. Chatillon 155, САУ 8 уровня, оснащенная автоматом заряжания, произвела настоящую революцию на полях сражений. После обновления 0.7.5 загремели пушки ПТ-САУ и средних танков 10-го уровня.

    18 июля 2012 года произошло эпохальное событие в рамках «Мировой войны». Впервые было запущено специальное игровое событие на Глобальной карте. Таинственный континент Атлантида стал целью вторжения множества кланов. Опрокинув сопротивление коренных жителей, игроки насквозь пронзили континент танковыми клиньями и уже завоевали плацдармы в Северной Америке.

    Глава 4. Заключение

    Невозможно рассказать в рамках нашей «Хроники» обо всем, что произошло в 2012 году. Для этого понадобилась бы целая книга, причем объем этой книги постоянно бы увеличивался. Вместе с вами, дорогие игроки, мы непрерывно движемся вперед. Уже совсем скоро выйдет новая физика — едва ли не самое ожидаемое нововведение в игре. Готовится вторая «Уральская сталь». Нас радуют новые передачи от Wargaming TV и множество прессы, выпускаемой поклонниками проекта. Звучит в эфире радио «Прямой наводкой».

    Спасибо всем, кто был и остается с нами. Низкий поклон ветеранам проекта и горячий привет тем, кто еще только начинает свой боевой путь!

    Дальше будет только лучше!

    Подробнее »
  • День танкиста

     

    Каждый год во вторые выходные сентября Wargaming вместе с историко-культурным комплексом «Линия Сталина» собирает гостей на танковый праздник. Хорошие традиции заслуживают долгой жизни, так что мы снова приглашаем вас вместе встретить эту знаменательную дату. Кстати, в нынешнем году День танкиста юбилейный — празднику исполняется 70 лет.

    Изюминкой событий, которые состоятся на «Линии Сталина» 10–11 сентября, будет редчайший танк КВ-1, недавно восстановленный и поставленный на ход специалистами историко-культурного комплекса. Во всём мире едва наберётся дюжина подобных танков, и один из них вы сможете увидеть своими глазами.

    Кроме того, гостей ожидает множество активностей, зона личного зачёта World of Tanks, полевая кухня и многое другое. Приезжайте вместе с семьями, будет весело!

    Предварительный план активностей (время минское)

    10 сентября

    • 9:00 — начало отправления автобусов от станции метро «Каменная Горка» на «Линию Сталина».
    • 11:00 — начало мероприятия. Открытие экскурсионных и интерактивных зон для посетителей.
    • 12:00 — открытие игровой зоны World of Tanks.
    • 12:00 — общение с разработчиками.
    • 12:30 — выступление группы «Студия “ГРЕК”».
    • 13:00 — выступление группы Easy Dizzy.
    • 14:00 — реконструкция боя Великой Отечественной войны с участием танка КВ-1.
    • 15:00 — выступление группы «Хамиль и Змей».
    • 16:00 — показательное выступление команды Республики Беларусь по танковому биатлону с участием танка Т-72.
    • 19:00 — завершение работы интерактивных зон.
    • 19:00 — реконструкция боя Афганской войны.
    • 20:00 — завершение работы комплекса.

    11 сентября

    • 9:00 — начало отправления автобусов от станции метро «Каменная Горка» на «Линию Сталина».
    • 11:00 — начало мероприятия. Открытие экскурсионных и интерактивных зон для посетителей.
    • 12:00 — открытие игровой зоны World of Tanks.
    • 12:00 — общение с разработчиками.
    • 12:30 — выступление группы «Студия “ГРЕК”».
    • 13:00 — выступление группы Easy Dizzy.
    • 14:00 — реконструкция боя Великой Отечественной войны с участием танка КВ-1.
    • 15:00 — выступление группы Trubetskoy.
    • 16:00 — показательное выступление команды Республики Беларусь по танковому биатлону с участием танка Т-72.
    • 17:00 — завершение работы интерактивных зон.
    • 18:00 — завершение работы комплекса.

    Организаторы оставляют за собой право вносить изменения в программу.

    Призовой фонд личного зачёта по WorldofTanks:

    • I место — акустическая система Bose Companion® 20 и «Сухой паёк танкиста» от «Гродфуд».
    • II место — акустическая система Bluetooth Bose SoundLink Colour® и «Сухой паёк танкиста» от «Гродфуд».
    • III место — наушники Bose AE2 around-ear и «Сухой паёк танкиста» от «Гродфуд».
    • IV место — наушники Bose OE2 on-ear и «Сухой паёк танкиста» от «Гродфуд».

    Конкурсы в соцсетях:

    Во время мероприятия гости смогут поучаствовать в квесте. Для этого нужно всего лишь подойти к стойке SMM, получить от сотрудника задание (состоящее из 4 простых шагов) и отправиться его выполнять.

    С 17:15 до 17:30 каждого дня из гостей, прошедших квест, случайным образом будут выбраны 5 счастливчиков, которые получат специальные призы. Все участники квеста также получат поощрительный приз — набор наклеек с бонус-кодом.

    Возможность получить бонус-код будет и у тех, кто не хочет участвовать в квесте. Для этого вам понадобится:

    • сделать фото с мероприятия;
    • опубликовать снимок в своём профиле Instagram, Twitter или ВКонтакте;
    • указать хэштеги #wot_деньтанкиста #линиясталина #worldoftanks;
    • показать фото сотруднику отдела SMM и получить бонус-код!

    Подписывайтесь на нашу группу «ВКонтакте», чтобы узнавать больше подробностей о мероприятиях Wargaming и следить за подготовкой изнутри!

    Как добраться?

    Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» находится на 31-м километре трассы Р28 (Минск — Молодечно), в 20 км от Минской кольцевой автомобильной дороги.

    10 сентября с 9:00 до 21:00 и 11 сентября  с 9:00 до 19:00 для гостей мероприятия организованы бесплатные автобусы, которые будут постоянно курсировать по маршруту ст. метро «Каменная Горка» — «Линия Сталина».

    Для владельцев личных автомобилей имеется две оборудованные стоянки на 600 мест, однако мы рекомендуем воспользоваться общественным транспортом.

    Посмотреть дорогу на карте
    Развернуть

    Где приобрести билет? 

    Все желающие могут приобрести входной билет в день мероприятия в кассах ИКК «Линия Сталина» либо заранее насайте ИКК «Линия Сталина».

    Детям до 7 лет билет не нужен, они могут свободно проходить на мероприятие в сопровождении взрослых.

    Дети от 7 до 18 лет приобретают детский билет.

    Всю информацию о стоимости билетов можно узнать на сайте ИКК «Линия Сталина».

    До встречи на нашем общем празднике!

    Скачать схему-путеводитель по мероприятию.

    Чтобы узнать больше о предстоящем празднике и поучаствовать в розыгрыше одного из 10 пригласительных билетов на «Линию Сталина» — подключайтесь к радио Wargaming.FM 9 сентября в 19:00 (МСК). В программе «Полевая почта» — специалист отдела Customer Events Максим Грачёв. 

    Слушать Wargaming.FM

    Организаторы мероприятия

    Благотворительный фонд помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана». По инициативе фонда создан историко-культурный комплекс «Линия Сталина», военно-исторический музей под открытым небом. Историческую основу музея составляют доты Минского укрепрайона. В музее воссоздан и оборудован ротный участок укрепрайона.
    Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» — военно-исторический музей под открытым небом. Историческую основу музея составляют доты Минского укрепрайона. В музее воссоздан и оборудован ротный участок укрепрайона.
    Министерство обороны Республики Беларусь

     

  • Село Тёплое, июль 43-го

     

    Атака танков Т-34 с десантом

    Немцы понимали, что их летнее наступление на Курской дуге лёгким не будет. Командование долго планировало «Цитадель», несколько раз переносило дату начала операции, а Красная армия в это время зарывалась в землю, оплетала местность проволочными заграждениями и усеивала минами. Зная, что мало наступающим частям не покажется, немцы готовились основательно. Особые надежды они возлагали на новые типы бронетехники: танки «Тигр» и «Пантера», истребители танков «Фердинанд», штурмовые танки «Брумбар».

    На северном, Орловском направлении Курской дуги в роли самой тяжёлой «бронированной дубины» выступала 9-я армия Вальтера Моделя. 5 июля 1943 года он отправил в бой пехоту при поддержке танков, САУ и авиации. При этом главные силы бронетехники командующий придержал, чтобы бросить их в прорыв. В первый день битвы немцы смогли выйти ко второму советскому оборонительному рубежу. С 6 июля основные события битвы разворачивались в двух местах: у станции Поныри и на участке Тёплое — Ольховатка. Действия, происходившие на последнем, освещены менее подробно, чем сражение за Поныри. А зря.

    Проверка боем

    Нащупывая слабое место в советской обороне 7 июля, Модель принял решение кроме Понырей ударить в направлении Тёплое — Ольховатка. Эту задачу получил 47-й танковый корпус. В 13:30 около 200 танков (включая «Тигры») и штурмовых орудий, поддержанные крупными силами пехоты, атаковали советские позиции. Первую атаку красноармейцы отбили, после чего во второй половине дня последовало ещё несколько «выпадов», в каждом из которых принимали участие по 40-50 танков и САУ. И это было только начало.

    Участок у села Тёплого находился на стыке двух советских армий. Если бы танки Вальтера Моделя смогли здесь пробиться, то у советского Центрального фронта возникли бы большие проблемы. К счастью, в распоряжении генерала Галанина были не только мужество и мастерство бойцов, но и отлично подготовленная оборона

    По мере того, как к месту событий подтягивались резервы, немецкое командование готовилось к более мощному наступлению на данном направлении. В частности, на 8 июля был запланирован удар с участием сразу трёх танковых дивизий, которые должны были протаранить вторую линию обороны советских войск. Ключевую задачу — атаковать в центре, захватить Тёплое и быть готовой к дальнейшему наступлению — Модель поставил перед 4-й танковой дивизией.

    Неприятельский удар приходился в стык советских 13-й и 70-й армий. Ответственным за оборону заведомо уязвимого участка был назначен генерал-лейтенант И. В. Галанин. Из войск, которые были у него в распоряжении, генерал создал специальную боевую группу из 140-й стрелковой дивизии, 3-й истребительной противотанковой бригады и 19-го танкового корпуса, который должен был сыграть для обороны роль «арматуры». В ожидании немецкой атаки танкисты окопали и замаскировали свои машины.

    Утром 8 июля противник обрушил на войска Галанина массированные авиационный и артиллерийский удары. После этого в 6:00 утра два немецких пехотных полка и пятнадцать штурмовых орудий приступили к прогрызанию нашей обороны. Тем временем основные силы трёх танковых дивизий Моделя выдвигались на исходные рубежи и разворачивались в боевые порядки. Без неприятностей не обошлось: несколько танков и самоходок подорвались на советских минах, ещё не дойдя до поля боя.

    238,1: высота смерти

    Одним из первых опорных пунктов Красной армии на пути немецкой танковой лавы была высота 238,1. Её основными защитниками стали бойцы 1-го батальона противотанковых ружей из состава истребительной противотанковой бригады — от 72 до 108 стволов. Кроме них, на высоте находились миномётная батарея, взвод автоматчиков и два 76-мм противотанковых орудия под командованием капитана Г. И. Игишева.

    «Рабочими лошадками» вермахта в Курской битве были танки Pz. IV новой модификации Со своих позиций защитники видели грандиозную и страшную картину: 200 немецких танков и САУ в сопровождении бронетранспортёров и грузовиков с пехотой выходили на исходные позиции, делились на группы и готовились к атаке. Группа танков (из 4-й танковой дивизии) направилась прямо в сторону высоты. Это были Pz. IV новейшей модификации — с длинноствольной 75-мм пушкой и дополнительными броневыми экранами. Баланс сил складывался, мягко говоря, не в пользу советских войск. Но отступать не собирался никто из защитников высоты 238,1.

    Расчёты орудий ждали, пока немецкие танки подойдут как можно ближе, и открыли огонь только с дистанции 500–600 метров. Четыре машины противника были уничтожены прямыми попаданиями. Немцы, не успев разобраться, откуда по ним стреляют, приостановили атаку. Однако после небольшой паузы снова двинулись вперёд. И, хотя артиллеристы Игишева подбили ещё четыре танка, солдаты вермахта, подтянув пехоту и пользуясь численным преимуществом, смогли ворваться на позиции орудий и уничтожить их. Игишев погиб в бою, за что ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

    Подавив сопротивление на высоте 238,1 и захватив восточную окраину близлежащей деревни Самодуровки, немцы двинулись дальше к Тёплому.

    Жаркий день в Тёплом

    Атаковать хорошо подготовленную оборону — дело неблагодарное, и гитлеровцы убедились в этом на своей шкуре. Пять часов бойцы 140-й стрелковой дивизии и 3-й истребительной противотанковой бригады раз за разом останавливали неприятеля у Тёплого. Причём не столько мощью огня, сколько грамотными действиями. С танками идёт немецкая пехота? Артиллерия и стрелковое оружие разделят «броню» и живую силу, с плачевным исходом для последней. Танки подойдут в упор к окопам? Советская пехота встретит их гранатами и бутылками с горючей смесью.

    Красная армия широко применяла тактику танковых засад. Это было эффективно и позволяло избежать лишних потерьТолько к полудню немцы смогли прорваться через позиции 140-й дивизии и выйти к Тёплому — прямо на танковую «арматуру» 19-го корпуса, а именно на 79-ю бригаду. Три-четыре десятка советских танков ещё несколько часов удерживали деревню, прежде чем под напором превосходящих сил нашим бойцам не пришлось отойти и занять оборону южнее населённого пункта.

    Немецкий успех оказался условным: дальше пути не было. Пехоту противника отогнали ураганным огнём, танки вермахта продолжали нести потери от наших машин и противотанковых орудий. К вечеру немцы смогли немного вклиниться в советскую оборону, но прорыва не получилось.

    Наконец последовала финальная, самая жестокая немецкая атака. Противник собрал все 90 «четвёрок» оставшихся на ходу, усилил их десятью «Тиграми», и после авиационного удара танки устремились вперёд.

    Пехота 140-й стрелковой дивизии не стала ввязываться в бой с танками. Она пропустила бронетехнику, вступила в схватку с немецкой пехотой и остановила её. В результате танки противника остались без поддержки и попали под огонь Т-34, которые с флангов били по уязвимым местам вражеских машин. А если они пытались развернуться в сторону угрозы, то попадали под обстрел противотанковых орудий.

    Главная атака вермахта захлебнулась, противник был вынужден отойти за высоту 238,1. Потери удручали: одна только немецкая 4-я танковая дивизия за день потеряла половину из своих 90 танков и 298 человек. Это был ещё не финал, около Тёплого ещё четыре дня продолжались ожесточённые бои. Прорвать оборону немцы так и не смогли. А 12 июля войска Красной армии перешли в решающее контрнаступление на северном фасе Курской дуги, поставив жирный крест на немецкой «Цитадели».

    Автор текста — Александр Томзов

    Источники:

    1. ЦАМО РФ.
    2. NARA США.
    3. Материалы сайта «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/.
    4. Исаев А. В. Освобождение 1943. «От Курска и Орла война нас довела…». М.: Эксмо; Яуза, 2013.
    5. Ньютон С. «Пожарник» Гитлера — фельдмаршал Модель. М.: АСТ; АСТ МОСКВА; ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
    6. Restayn J., Moller N. Operation “Citadel”. A Text and Photo Album. Vol. 2.: The North. J.J. Fedorowicz Publishing Inc, 2006.

     
    Подробнее »
  • апрель 44-го, Крушение «крепости» Тарнополя

     

    122-мм пушке советского танка ИС-2 было всё равно, что крушить — укрепления или танки противника

    Основное предназначение новых тяжёлых танков ИС-2, поступивших на вооружение Красной армии в 1944 году, заключалось в том, чтобы крушить немецкие доты снарядами своих 122-мм пушек. А вот борьба с неприятельской бронетехникой для них приоритетной не была. Но война — это такая штука, где планы и замыслы никогда не работают как надо. Вот и ИСам уже вскоре после своего прибытия на фронт пришлось попробовать «на зубок» немецкие танки.

    Было это весной 1944 года, во время Проскурово-Черновицкой наступательной операции. Советским войскам, помимо всего прочего, нужно было окружить немецкую 1-ю танковую армию. В выполнении этой задачи участвовала 60-я армия генерал-полковника Черняховского, для которой одной из первых точек приложения силы в этом наступлении оказался город Тарнополь (ныне — Тернополь). По приказу Гитлера он был объявлен «фестунгом» — городом-крепостью, который немецкие войска должны были удерживать до последнего бойца. 11 апреля для защитников наступило время проверить, верна ли русская поговорка о том, что против лома нет приёма.

    Ещё одна бесполезная «крепость»

    Роль «лома» приняли на себя советские 1-я и 4-я гвардейские танковые армии. Они оказали неоценимую помощь бойцам Черняховского и помогли к 24 апреля полностью окружить немецкий гарнизон в городе.

    Города-крепости — одна из худших военных идей Гитлера. На гарнизоне каждой из них смело можно было ставить крест. И не всегда в переносном смысле

    Немецкое командование, конечно, понимало, что ни громкие слова фюрера, ни его истеричные приказы держать «фестунги» любой ценой не могут помочь в сражении с превосходящими силами Красной армии. Так что попытки снять блокаду с Тарнополя начались сразу же после её установления. Ответственным за выполнение боевой задачи назначили оберста (полковника) Вернера Фрибе, собравшего из своей изрядно раздёрганной 8-й танковой дивизии боевую группу. Поскольку сам оберст смог наскрести только 24 танка «Пантера» и шесть САУ «Хуммель», ему дополнительно передали девять «Тигров» из 507-го батальона. Фрибе ударил, но первое контрнаступление, налетев на советские «тридцатьчетвёрки», самоходки СУ-85 и два истребительных противотанковых полка, быстро захлебнулось. Вторую попытку немцы запланировали на середину апреля 1944 года.

    На этот раз группа должна была действовать вместе с недавно прибывшей на фронт 9-й танковой дивизий СС и несколькими другими подразделениями, в том числе — 653-м батальоном самоходок «Фердинанд» и панцергренадёрами дивизии СС «Гогенштауфен». Сильной стороной немецкой группировки было большое количество бронетранспортёров, существенно повышавших манёвренность их пехоты и снижавших её уязвимость перед советским артиллерийским огнём.

    В советских штабах, разумеется, тоже учитывали возможность нового немецкого наступления. Поэтому армия Черняховского получила дополнительное усиление, самым ценным элементом которого стал 6-й гвардейский танковый корпус генерал-лейтенанта А. Панфилова. В состав корпуса, помимо бригад Т-34, входил 11-й гвардейский тяжёлый танковый полк, целиком оснащённый новенькими ИС-2.

    Всего 11 километров

    Следующее немецкое наступление началось 11 апреля 1944 года. Как это не раз случалось в ходе войны, командиры частей вермахта и СС, участвовавших в нём, переругались между собой, так что в первые дни немцы действовали вяло. Главным их успехом оказался захват плацдарма на реке Вязужке. При этом основные силы группы Фрибе два дня безуспешно ломились в советскую оборону севернее. На то, чтобы договориться об объединении усилий, командирам неприятельских частей понадобилось два дня, но теперь настала очередь природы подложить немцам свинью. Сильный ливень размыл дорогу к плацдарму, не дав своевременно перебросить туда силы.

    Фрагмент немецкой схемы боевых действий у ТарнополяЗато советская сторона за два дня боёв отлично поняла, где и как немцы будут пробиваться к Тарнополю. От осаждённого города поближе к вражескому плацдарму перебросили большую часть артиллерии, а позади пехоты заняли позиции Т-34. ИСы пока оставались в резерве.

    К 14 апреля немцы наконец-то собрали воедино свой танковый кулак. Перед атакой по советским позициям отработали артиллерия и несколько волн бомбардировщиков. Противник сильно потрепал 135-ю стрелковую дивизию, находившуюся на направлении прорыва, так что даже с помощью противотанкистов остановить противника её бойцы не смогли. Немцы пробились прямо на позиции 339-го гаубичного артиллерийского полка. Вскоре в штаб фронта пришла шифровка, сообщавшая, что «339 гап почти целиком вышел из строя».

    Притормозить танки противника помогли «тридцатьчетвёрки» 53-й гвардейской танковой бригады. Но танки с 76-мм пушками мало что могли противопоставить «Тиграм», «Пантерам» и «Фердинандам». К вечеру 15 апреля из трёх с лишним десятков танков в бригаде осталось девять машин. А оберста Фрибе от Тарнополя отделяли всего 11 километров.

    Кстати, немцев в Тарнополе в это время уже не было. Комендант города генерал-майор фон Найдорф, узнав, что к нему идёт подмога, собрал остатки гарнизона и решил прорываться навстречу помощи. Они успели добраться до села Загребелье — и тут советские войска прижали их окончательно. Клочок земли, оставшийся в руках солдат фон Найдорфа, почти непрерывно «утюжили» артиллерия и авиация, паузы между обстрелами и налётами возникали только для того, чтобы советские наземные силы перешли в очередную атаку. 15 апреля фон Найдорф погиб. Командование принял полковник фон Шенфелд. Вместе с остающимися в строю полутора тысячами немцев он попытался в ночь на 16 апреля пробиться на запад. Пройти сквозь кольцо и добраться до своих смогли 55 человек.

    Время крупных калибров

    Утром 16 апреля 1944 года Фрибе ещё не знал, что спасать ему уже некого. Напротив, ему казалось, что надо нанести ещё один решительный удар, и советская оборона рухнет. За полчаса до полудня, после артподготовки и авиаудара, немецкие войска двинулись вперёд. И тут «заговорили» 122-мм пушки советских ИСов.

    Подразделение танков ИС-2 на позиции в лесном массивеПолк прорыва хорошо подготовился к отражению удара. Оборону построили в два эшелона, один взвод (два танка) отдельно выдвинули, чтобы перекрыть шоссе на Тарнополь. В 600 метрах перед ИСами зарылись в землю оставшиеся в строю «тридцатьчетвёрки» 53-й бригады и пехота. ИСы занимали позиции на склонах высот, окопанные экипажами по самую башню. Перед оборонительными позициями расстилалась открытая местность, на которой немецкие машины были как мишени в тире. Наводчики спокойно подпускали противника на дистанцию выстрела, после чего тяжёлый снаряд навсегда прерывал боевой путь немецкого танка. На «Тигра» или «Пантеру» могло понадобиться максимум два.

    Из документов, рассказывающих об этом бое:

    «Экипаж гвардии лейтенанта Юдовина с дистанции 1400 метров поджёг тяжёлый немецкий танк, второй танк поджёг с дистанции 1200 метров. Экипаж гвардии лейтенанта Вовка с дистанции 1500–1200 метров поджёг два немецких танка».

    «Экипаж гвардии младшего лейтенанта Панкова с дистанции 1400 метров поджёг один танк противника и с дистанции 1200 метров — 3 немецких танка».

    «Командир оружия гвардии сержант Маскорьянц пятью выстрелами с прицелом “14” поджёг 4 немецких танка».

    Немецкое командование не сразу осознало масштаб проблемы. После того как попытка продавить советскую оборону танковой массой по кратчайшему пути (вдоль шоссе) провалилась, немцы попробовали атаковать с разных направлений. Они хотели найти слабое место или просто обойти наши танки и пехоту. Но ИСы снова помешали: не ограничиваясь стрельбой с места, они маневрировали и помогали отражать одну атаку за другой. В разгаре боя командование тяжёлого танкового полка умудрилось даже отправить часть машин для уничтожения группы окруженцев из Тарнополя, пытавшихся по лесу прорваться мимо позиций ИСов.

    «Кладбище железных животных» — уничтоженные танки Tiger и PantherПо итогам ожесточённого боя 11-й гвардейский тяжёлый полк доложил о 29 уничтоженных немецких танках.

    На следующий день Фрибе попытался атаковать ещё раз. О том, что «фестунга» Тарнополь больше нет, он уже знал, но у немцев ещё оставалась надежда выручить хотя бы часть войск, прорывавшихся из котла. Попытка стоила Фрибе ещё нескольких машин, оставшихся на поле боя грудами закопчённой стали. Общий счёт двух дней сражения для полка ИСов составил 37 уничтоженных немецких танков. Собственные потери составили четыре танка сгоревшими и пять подбитыми. Потери личного состава: 14 убитых, четверо раненых. Что до немцев, то, по документам 507-го тяжелотанкового батальона, на утро 16 апреля в нём числилось 13 «Тигров». Через два дня в строю осталось только шесть. А суммарно потери группы Фрибе в бронетехнике составляют 50–60 машин.

    ИСы у Тарнополя воевали не в своём амплуа. Но их эффективность в расправе над лучшими на тот момент немецкими танками так впечатлила советских штабистов, что вскоре появились дополнительные инструкции по применению новых машин. В них говорилось, что полки ИС-2 должны во время военной операции быть в противотанковом резерве и вступать в бой в решающий момент на самом опасном направлении. Через несколько месяцев, на Сандомирском плацдарме, это сработало на ура. 

    Автор текста — Андрей Уланов

    Источники:

    • ЦАМО РФ (с сайта «Подвиг народа»):
    1. Опыт использования тяжёлого танкового полка ИС (бои 11 гв. ттп 15.4-20.5.44 г.).
    2. Отчёты и боевые донесения 6-го гв. танкового корпуса.
    3. Отчёты и боевые донесения 60-й армии.
    • Семенів О. Тернопіль у вогні. Хроніка подій весни 1944 року.
    • Бухнер А. Восточный фронт. Черкассы. Тернополь. Крым. Витебск. Бобруйск. Броды. Яссы. Кишинев. 1944.

     
    Подробнее »
  • История создания игры World Of Tanks

       Какими только эпитетами не награждает народ игру World Of Tanks: она и «враг семей», и «белорусское чудо», и «прорыв десятилетия». Её создателям удалось сделать то, что так тщетно пытались сделать до них десятки компаний, а именно — массово втянуть в игровой процесс уже состоявшихся в жизни мужчин в возрасте от 30 до 45 лет. Людей небедных и достаточно консервативных.

       Именно во многом благодаря поддержке этой возрастной прослойки доходы игры в 2013 году составили ни много ни мало — полмиллиарда евро. Сумма, которая ещё несколько лет назад казалась создателям World Of Tanks сном, совершенно оторванным от реальности. И всё же успех состоялся: на сегодняшний день можно уже говорить о более чем 60 миллионов игроков и до миллиона играющих одновременно. Единственный факт, несколько смазывающий радужную картину — путь до триумфа занял долгих 12 лет. Но кто сказал, что всё приходит сразу?!

     

    Предыстория

    история игры world of tanks

       Жила-была на просторах Белоруссии не слишком известная, но вполне себе умелая студия Wargaming.net. Основанная ещё в 1998 году, до поры она была известна исключительно тем, что там трудятся ребята, которые умеют выполнять взятые обязательства за приемлемые деньги. Были на счету студии релизы нескольких игр, доработки для сторонних клиентов и другие похожие заказы.

       Как это и бывает, джокер пришёл практически случайно: разработка студии — движокAdRevolver, отвечающий за показ баннерной рекламы, заинтересовал крупную рекламную интернет-компаниюBlueLithium. В обмен на некоторую долю прибыли в компании BlueLithium белорусы предоставили штат поддержки и технологическую платформу.

       Иснова удача: через некоторое время небезызвестная яхоо покупает BlueLithium за $300млн. К Wargaming.net приходит их пусть небольшая, но вполне достаточная часть прибыли, составляющая несколько миллионов долларов. Так бывает, что получив большие деньги, люди бывают к ним не готовы. К счастью, с Wargaming.net всё обстояло с точностью до наоборот. Они давно ждали этого шанса и воспользовались им сполна.

    Создание World Of Tanks

       Судьбоносный разговор о судьбе World Of Tanks (WoT) состоялся 12 декабря 2008 года и длился несколько часов. Перед разработчиками стояла дилемма, которую было достаточно сложно разрешить. Итак, есть серьёзные деньги, которые заплатила Yahoo. Есть желание сделать что-то эпохальное и прибыльное. И, главное, в разработке уже находится многопользовательская  онлайн игра.

       Так что же предпринять: дальше вкладывать деньги в игру, у которой и так уже миллиард аналогов или создать что-то по-настоящему новое и взрывное?

       Как вы уже поняли, в конце концов была произнесена фраза, которая расставила все точки над «i». Не ручаюсь за дословность сказанного, но основной посыл был следующим: к чёрту эльфов с орками, давайте делать танки! С этого момента и началась работа над «Танкодромом». Да-да, рабочее название игры было именно таким.

       Ох, сколько же отказов пришлось услышать студии, когда она пыталась взять в долю серьёзных инвесторов, с которыми могла бы разделить финансовое бремя работы над World Of Tanks. Орков и эльфов понимали и одобряли многие, но вкладываться в непонятно кому нужные танки никто не хотел. Сегодня эти люди наверняка кусают локти, но на тот момент над студией Wargaming.net посмеивались, считая их фантазёрами, озабоченными провальным и неперспективным «прожектом».

       Ивсё-таки, несмотря на глупое улюлюканье, Wargaming.net продолжала работу над World Of Tanks. В апреле 2009 года был выпущен официальный анонс игры, а уже в сентябре этого же года началось альфа-тестирование, для которого имелось всего пять моделей танков и одна неполная карта. Да, не густо, но ведь лиха беда начала!

       Адальше события шли всё быстрее и быстрее:

      • ~зима 2010 года— первое закрытое бета-тестирования
      • ~весна 2010 года— введена прокачка техники за опыт;
      • ~лето 2010 года— открытое бета-тестирование;
      • ~13 августа 2010 года— официальный релиз игры.

     

       Итак, старт был дан. С раскачкой, иногда ещё перегружая сервера, игра пошла по сети, набирая себе верных приверженцев, неравнодушных к грохоту моторов и отчаянным танковым баталиям.

    Дальнейшее развитие

       Слухи о новой игре, представляющей собой сплав реалистичного шутера, RPG и стратегии в реальном времени, разлетелись по Интернету с космической скоростью. В январе 2011 года была взята планка в миллион пользователей и 75 000 игроков онлайн. Тогда это считалось чем-то невероятным, но оказалось, что это только лишь отблеск будущего успеха.

       Весь 2011 год стал временем экспансии игры на Запад и Восток. World Of Tanks в течение короткого времени была запущена в Китае, Америке и Великобритании. В этот же год игра собрала целую охапку призов и наград. Так, немыслимое дело, проект, которому был всего год отроду, получил престижную «Премию Рунета». Событие небывалое для наших широт.

       Параллельно с маркетинговыми подвижками ускоренно разрабатывались и игровые механизмы: появлялась новая техника, державы, карты. Благодаря поддержке преданных поклонников World Of Tanks постоянно совершенствуются. Надо отдать должное разработчикам: они не почивают на лаврах и не занимаются стрижкой больших купонов. Более чем приличную часть прибыли (а в 2013 году прибыль, кстати сказать составила более 200 миллионов евро) владельцы снова вкладывают в игру.

       Иэто приносит результаты: на сегодняшний день в игре World Of Tanks зарегистрировано порядка 80 миллионов человек, а 19 декабря 2014 года был поставлен очередной рекорд — 1 114 000 игроков онлайн. Серьёзные цифры.

    Почему люди так любят World Of Tanks?

       Сегодня многие аналитики пытаются объяснить успех World Of Tanks самыми разными причинами. Я даже встречал и совсем невероятные, что-то типа «Это же славяне — им нужно постоянно с кем-нибудь воевать» или «Всё из-за громких рекламных кампаний, со временем популярность пойдёт на спад». Нет, не идёт. Растёт. И растёт, кстати, давно и стабильно.

       Как мне кажется, есть три главных «кита», на которых «стоит» успех игры World Of Tanks:

      • ~кит первый —краткосрочность игрового действия. В большинстве многопользовательских игр на игровой процесс нужно «убивать» очень много времени. В World Of Tanks же бои скоротечны. Просто идеальный вариант для серьёзных мужчин, отягощенных работой и семейными обязанностями;

     

      • ~кит второй —реалистичность. Игра великолепна. Гул моторов, стрельба, отлично прорисованные пейзажи — всё это завораживает. Если в фэнтезийных мирах около 90% игровых действий полностью придуманы, то в World Of Tanks всё реально;

     

      • ~кит третий —бизнес-модель. В WoT не обязательно постоянно «вваливать деньги», чтобы быть на коне. Да, некоторые преимущества премиум-аккаунтов есть, но они не так разительны, как в большинстве других многопользовательских игр. В 2013 году Wargaming.net и вовсе ввела принцип «free to win», означающий, что платящие игроки не могут чувствовать себя «титанами», играя с обычными пользователями. На первое место выходит мастерство и военная хитрость. Да и игра без подписки — это тоже достаточно серьёзный козырь, благодаря которому World Of Tanks постоянно пополняется новыми адептами.

     

       Уверен, что если такой подход к удобству и качеству игры World Of Tanks сохранится у создателей и впредь, то нас ждёт ещё немало громких новостей об очередных побитых рекордах популярности.

    Подробнее »
  • Tанкам 100 лет

     

    «Маленький Вилли»

    Испытания первого прототипа танка — «Машины № 1 Линкольн» — оказались довольно успешными. Её «отец Эрнест Суинтон в сентябре 1915 года посылал «наверх» бодрые рапорты вроде: «Морякам удалось соорудить первый экземпляр гусеничной машины, переезжающей через канавы шириной 4,4 фута (около 1,3 м. — Прим. ред.) и возвышения в 4 фута 6 дюймов (около 1,5 м. — Прим. ред.) и вертящуюся вокруг своей оси, как собака с блохой на хвосте». В реальности дела обстояли менее радужно. Тракторная ходовая часть оказалась не готова к нагрузкам, которые серийному танку пришлось бы испытывать ежедневно. Вдобавок у машины постоянно сваливались гусеничные ленты. Прототип нужно было либо срочно довести до ума, либо (тоже срочно) предложить ему достойную альтернативу.

    Устройство первенца

    Корпус машины напоминал бронированную коробку. Спереди, в отделении управления, находились два водителя с распределёнными обязанностями. Правый водитель при помощи педалей управлял двигателем, переключал передачи рычагом и с помощью лебёдки контролировал колёсный «хвост». Левый отвечал за работу гусениц — левой и правой по отдельности. С помощью ручного тормоза он регулировал скорость каждой из них. 

    Главная трудность в работе над первым прототипом будущего танка заключалась в необходимости сделать быстро, но, в то же время, качественно

    В корме машины конструкторы разместили моторно-трансмиссионное отделение с карбюраторным двигателем «Фостер-Даймлер» мощностью 105 лошадиных сил. Боевое отделение находилось в середине машины, но вооружения у «Машины № 1 Линкольн» пока не было. Также для прототипа разработали вращающуюся башню, но пока не стали монтировать. То есть схема «прото-танка» на два года опередила французский Renault FT 17, на долгие десятилетия ставший законодателем классической компоновки боевых машин.

    Чем вооружать новую технику — этот вопрос военные и инженеры обсуждали жарко и активно. Создатели очень хотели оснастить машину 40-мм автоматической пушкой «Виккерс». Но генерал-фельдцейхместер Стэнли фон Доноп, начальник британской артиллерии, предупреждал: на поставку большой партии этих орудий может понадобиться до полугода. А поскольку «истребители пулемётов» (так называли тогда машину Суинтона) имело смысл выпускать только большими партиями, то угадать с вооружением желательно было с одной попытки, не затягивая. Как мрачно пошутил безымянный участник работы над танком: «Мы будем глупо выглядеть, если война закончится на следующий день». Увы, но война заканчиваться пока не собиралась.

    Промедление и его цена

    Пока в старой доброй Англии военные и конструкторы ломали головы над доводкой новой машины, на фронте готовилась очередная крупная операция — сентябрьское наступление англо-французских войск у города Лооса в Северной Франции. В своей книге о Первой мировой войне британский историк Бэзил Лиддел-Гарт назвал главу об этой операции «Нежеланное сражение». А генерал Дуглас Хейг мрачно отметил: «Местность по большей части голая и открытая, она будет простреливаться огнём пулемётов и винтовок как с фронта германских окопов, так и из многочисленных укреплённых деревень, непосредственно расположенных за линией фронта. Быстрое наступление окажется совершенно невозможным». К несчастью, французское командование считало иначе. Результат? «…Этот день стал днём трагедии, и в нём не было ни единого проблеска успеха, который мог бы смягчить её горечь», — можно прочесть в официальной британской истории Первой мировой. Статистика потерь говорит почти о 60 000 убитых и раненых в период с 25 сентября до середины октября 1915 года.

    Британцы-пулемётчики в противогазах. Сражение у Лооса, сентябрь — октябрь 1915 годаЕсли бы у англичан были танки, эту страшную цифру можно было существенно сократить. Инженеры не виноваты, они делали всё, что могли, но в это время «Машина № 1 Линкольн» ещё только ушла на доработку. Улучшенный прототип почти построили, когда Британия отправила главного покровителя Суинтона и компании — Уинстона Черчилля — сперва в отставку, а потом и в окопы.

    На передовой Черчилль видел, как не хватает солдатам надёжной поддержки и мощных средств атаки. Он вдохновлял командиров: «Около семидесяти [гусеничных машин] в настоящее время близится к завершению в Англии. Ни одна не должна быть использована, пока не будут готовы все сразу... Они способны обойти любое обычное препятствие, преодолеть канаву, бруствер или траншею. Они несут два или три пулемёта Максима и каждая может быть оснащена огнемётом. Ничто, кроме прямого попадания из полевой пушки, не остановит их...» На самом деле история развивалась совсем иначе, и Черчилль опередил события почти на год.

    В конце ноября 1915 года был готов улучшенный прототип. Один из сотрудников фирмы, строившей машину, решил, что она похожа на одного из конструкторов, Уолтера Вильсона, и дал ей имя «Маленький Вилли». Её корпус собрали на клёпках из листов котельной стали, он стал выглядеть иначе, чем у предшественника, и получил выступ в носовой части. Направляющие катки ходовой части теперь были приподняты над грунтом, чтобы облегчить «Маленькому Вилли» передвижение по пересечённой местности. «Вилли» был готов к новым испытаниям, но танковые отцы уже отреклись от своего детища, потому что работали над машиной совсем другой конструкции и с другой, не башенной, схемой размещения вооружения. Если верить воспоминаниям Суинтона, на эту идею его натолкнул фантастический рассказ Г. Уэллса «Наземные броненосцы».

    Новая машина ещё была скрыта покровом глубочайшей тайны, когда у неё появилось имя.

    Маска, как тебя зовут?

    Председатель Комитета по сухопутным кораблям Юстас Теннисон д’Энкур буквально помешался на конспирации вокруг перспективного творения Суинтона и его коллег. Даже британским аэропланам категорически запретили летать над заводом Фостера, пока шла сборка машины. Но по-прежнему был риск, что слухи о необычной машине просочатся наружу. Поэтому нужно было придумать для техники кодовое название — как минимум для отвода глаз. Причём такое, чтобы потенциальный шпион и близко не понял, что за ним скрывается. Главное: никаких намёков на корабли, пусть даже сухопутные.

    Сборка корпуса «Маленького Вилли»4 ноября 1915 года прототип окрестили «водовозом». С таким именем он прожил почти до Нового года. 24 декабря Суинтон и подполковник Дейли Джонс из Комитета имперской обороны решили заменить его каким-нибудь другим. Из вариантов рассматривали «контейнер», «цистерну» и даже «водохранилище». В конце концов остановились на коротком и звучном слове tank (рус. «бак», «ёмкость»). По легенде подразумевалось, что на заводе строят водяные ёмкости, чтобы отправить в колонии в Месопотамию. Но к тому времени британская корона уже лишилась своих владений в Междуречье, так что мнимым заказчиком пришлось назначить Российскую империю.

    Никто, кроме узкого круга избранных, даже отдалённо не представлял, какова хотя бы форма корпуса этого «танка». Разного рода испытания проводились, как правило, ночью. Например, конструкторы решили проверить броню новой машины на прочность. Военная разведка помогла добыть образцы немецких боеприпасов.

    12 января 1916 года, в поле неподалёку от древнего Линкольнского собора прошли стрельбы. Хетерингтон поспорил с Вильсоном на 50 фунтов стерлингов, что первым же выстрелом пробьёт корпус, и сам стал за орудие. То ли спорщики неудачно поставили танк, то ли целились небрежно, но дело едва не кончилось скандалом. Хетерингтон выстрелил. Орудие дало осечку, но через несколько секунд капсюль всё-таки сработал и грохнул так называемый «затяжной» выстрел, пославший снаряд аккурат в сторону собора. Лучшие инженерные умы Великобритании наперегонки помчались к церкви, чтобы убедиться, что не причинили ей ущерба, а потом ещё часа два ходили по округе с фонарями и лопатами в поисках снаряда.

    «Маленький Вилли» на испытаниях. Хорошо заметны поднятые вверх направляющие колёса ходовой частиДальнейшие испытания продемонстрировали: броня «танка» удар держит. Осталось провести решающий эксперимент, показав своё детище его заказчикам. Сначала это хотели сделать на стадионе Уэмбли, но потом решили, что это чересчур публичное место. Ходовой прототип «танка» отправили по железной дороге в поместье маркиза Солсбери в Хэтфилде. Там под контролем Суинтона была построена полоса препятствий. Демонстрацию и испытания невиданной военной машины назначили на 2 февраля 1916 года.

    В поместье съехались сливки военно-политического руководства Великобритании: министр снабжения Д. Ллойд-Джордж, министр иностранных дел лорд Артур Бальфур, начальник Имперского генерального штаба генерал Уильям Робертсон. Своим присутствием мероприятие почтил даже сам «Лорд Кей» — военный министр Горацио Китченер, главный противник танков. Зимнее солнце уже клонилось к закату, когда высоких гостей поприветствовало рёвом мотора бронированное чудовище невиданной ромбовидной формы. Рассказывая о своих впечатлениях, Ллойд-Джордж не поскупился на эмоции: «Чувство удивительного восхищения овладело мной, когда я увидел это безобразное чудовище под названием “Королевская сороконожка”». Так эффектно вышел на испытания первый серийный танк.

    Автор текста — Юрий Бахурин

    Источники:

    1. Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2012.
    2. Glanfield J. The Devil’s Chariots. Osprey, 2013.
    3. Neillands R. The Great War Generals on the Western Front 1914-18. London, 1999.
    4. Stern A. G. Tanks 1914-1918. The Log-Book of a Pioneer. London, 1919.
    5. Swinton D. E. Eyewitness. Being Personal Reminiscences of Certain Phases of the Great War, Including the Genesis of the Tank. New York, 1933.

     
     
    Подробнее »
RSS
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика SEMrush